В мире настольных игр существует множество шедевров, способных погрузить игроков в захватывающие миры и предоставить им уникальный игровой опыт. Одной из таких игр является «Ужас Аркхэма» (Arkham Horror) – настольная игра, созданная на основе произведений Г.П. Лавкрафта, которая переносит нас в атмосферу таинственных загадок, монстров и неизведанных ужасов.
В этой статье мы погрузимся в увлекательный мир «Ужаса Аркхэма», рассмотрим ее правила и механики, а также узнаем, почему эта игра завоевала сердца многих настольных геймеров по всему миру. Готовьтесь к захватывающему приключению, полному интриг и неожиданных поворотов сюжета!
- Общие сведения
- Особенности игры
- Вариации и дополнения
- Ужас Мискатони
- Затаившийся у порога
- Король в Желтом
- Ужас Данвича
- Черная Коза Лесов
- Ужас Кингспорта
- Ужас Иннсмута
- Проклятие Темного Фараона
- Особая версия игры для ПК
- Цель игры
- Правила игры
- Подготовка к игре
- Ход игры
- Фаза №1: Передышка
- Фаза №2: Движение
- Находится в Аркхэме
- Находится в одном из Иных Миров:
- Если сыщика задержали
- Фаза №3: Контакты в Аркхэме
- Фаза №4: Контакт в Иных мирах
- Фаза №5: Миф
- Расстановка новых врат и монстров
- Распределение улик
- Движение монстров
- Применение свойств Мифа
- Завершение игры
- Условия для победы
- Условия для поражения
- Кому подойдет “Ужас Аркхэма”
- Кому не подойдет “Ужас Аркхэма”
- Заключение
Общие сведения
«Ужас Аркхэма» – это настольная ролевая игра, которая черпает свою историю из мифологии, созданной знаменитым автором хоррора Говардом Лавкрафтом. Изначально игра была выпущена в 1987 году и создана Ричардом Лаунисом. В 2005 году появилось второе издание с измененными правилами. Эта игра была даже номинирована на премию «Лучшая настольная игра» на мировом форуме настольных игр, Golden Geek Best Gamer’s Board Game (2006).
«Ужас Аркхэма» предназначена для взрослых игроков старше 18 лет и может быть сыграна от 1 до 8 участников.Особенности игры
Особенности игры «Ужас Аркхэма» привлекают фанатов настольных игр своим особым сюжетным развитием. Здесь нет деления на команды; все игроки объединяются в одну группу, которая совместно сражается с мистическими угрозами и преследует общую цель. Победа над существами из потустороннего мира требует тесного взаимодействия и согласования действий с товарищами.
Каждое новое испытание оказывается более сложным, что способствует развитию сообразительности игроков и их устойчивости к стрессам. Прохождение этой игры – дело командное, и те, кто не смогут противостоять ужасам Аркхэма, либо выбывают из игры, либо платят наказание.
Игровое поле может быть дополнено специальными наборами, которые добавляют новые аспекты и усложняют игровой процесс.
Среди таких дополнений можно найти:- «Проклятие Темного Фараона»
- «Ужас Данвича»
- «Ужас Кингспорта»
- И многие другие.
Для опытных игроков создатели также предоставляют адаптированную компьютерную версию «Ужаса Аркхэма», где вы сможете ощутить себя в роли персонажа, исследовать город и даже посетить лечебницу Аркхема. Станьте героем и защитите обычных граждан от темных сил и злых божеств, проникших в наш мир через врата потустороннего.
Согласно слухам, Аркхэм – место, где исчезло несколько детей, и помимо страшных угроз, здесь также известны случаи жертвоприношений, их число уже превысило сто.
Вариации и дополнения
В этом разделе рассмотрим различные вариации и дополнения, которые могут придать новые измерения вашей игре.
Ужас Мискатони
«Ужас Мискатони» – это дополнение, которое может показаться незначительным по размерам, но оно внесло в настольную игру важный элемент в виде Институтов, которые предназначены для поддержки героев Аркхема.
Затаившийся у порога
«Затаившийся у порога» – это небольшое дополнение к игре. Оно внесло в игровой процесс карты мифических историй и предвестников, что добавляет интересные элементы и вариативность. В рамках этого дополнения также появляются новые понятия, такие как «отношения» и «соглашения», которые помогают регулировать взаимодействие и координацию действий сыщиков.
Король в Желтом
Дополнение «Ужас Аркхема: Король в Желтом» предоставляет игрокам возможность заразить всеми обитателями помешанного города безумием. В игре появились заклинания с долгосрочным действием, что добавляет новые тактические возможности. Правила, определяющие, когда участники столкновения с мистическими силами могут быть считаны побежденными, были изменены из-за ужасной пьесы Короля в Желтом.
Ужас Данвича
В настольной игре «Ужасы Аркхема: Ужас Данвича» придерживаются всех традиций таинственного города, где на игровой карте выявляются скрытые задания и тайные места. Это дополнение внесло четыре Древних зла и одного ужасного монстра в уже мрачный мир.
Охота на чудовища стала ещё более увлекательной с появлением восьми новых сыщиков. Кроме уже знакомого города, игроки могут исследовать деревню Данвич и карту его окрестностей.
В наборе также представлена интересная система помешательств и последствий травм, которые влияют на геймплей. Не забывайте отправиться в самое загадочное место в городе – жуткую клинику Аркхем, чтобы раскрывать новые тайны и столкнуться с ужасами, которые таит это место.
Черная Коза Лесов
«Черная Коза Лесов» – это дополнение, которое вводит в игру новое божество извращенного плодородия, известное как Шаб-Ниггурат. Именно в его честь названо это дополнение, так как его связывают с Черной Козой Лесов и Тысячным Потомством.
В игре активно участвует орден «Один из тысячи», для которого созданы специальные карточки. В дополнение также внесены новые действия, которые позволяют наложить порчу и добавляют новые элементы в игровой процесс.
Ужас Кингспорта
«Ужас Кингспорта» – это расширение, в котором вас ждет новый город с подробной картой его окрестностей. В этом дополнении появляются удивительные сущности, которых называют стражами и связывают с Древними силами. Также вас ожидают новые предвестники, предвещающие приход мистических ужасов.
Однако на этот раз монстры не ограничиваются сушей – в игре появляются чудовища, способные передвигаться по воде, что добавляет дополнительное напряжение к игровому процессу. К тому же, вас ждут новые, более сложные герои, готовые противостоять ужасам, которые таит Кингспорт.
Ужас Иннсмута
«Ужас Иннсмута» – это расширение игры, которое расширяет шкалу ужаса. Основным элементом дополнения являются так называемые «личные ужасы». В игру также добавляется новая игровая карта, представляющая город Иннсмут.
В дополнение к этому вас ждут совершенно новые и ужасающие монстры, а также появление Древних Божеств, которые ранее не встречались в игре. Это расширение обещает увеличить степень напряжения и страха в игровом процессе.
Проклятие Темного Фараона
Дополнение «Ужас Аркхема: Проклятие Темного Фараона» вводит игроков в увлекательный мир, где основной сюжет связан с древним и могущественным злом, известным как Ньярлатотеп – истинным воплощением хаоса. Это ужасное существо обладает способностью принимать множество обликов, и его уничтожение потребует настоящих героев.
В этом дополнении вы найдете новые предметы и специальные карты, которые добавят глубину и интригу в игровой процесс. Для любителей расследований предусмотрены захватывающие новые задания и дополнительная информация, которая позволит вам окунуться в захватывающий мир загадок и тайн. Особое внимание уделяется больнице Аркхем, месту, где скрываются мрачные тайны и которая находится в самом сердце ужасного города.
Особая версия игры для ПК
Существует специальная компьютерная версия игры «Ужас Аркхема», разработанная студией Vassal. Этот онлайн проект превратил настольную игру в цифровую форму, и на сайте можно найти как основную игру, так и все доступные дополнения, которые были адаптированы в компьютерную программу для ПК.
Цель игры
«Ужас Аркхэма» переносит игроков в начало XX века, в таинственный город Аркхэм и его окрестности. В этой игре игрокам предоставляется возможность вжиться в роль детективов, чья задача состоит в расследовании загадочных происшествий, которые угрожают разрушить город.
Эти происшествия часто настолько ужасны, что кажется, будто они могут буквально стереть город с лица земли. Однако настоящей угрозой являются Древние существа, могущественные и страшные, которые стремятся проникнуть в наш мир и уничтожить его.
Цель игры заключается в предотвращении этой катастрофы. Игроки должны закрывать червоточины – ворота в чужой мир, а в случае неудачи, сразиться и победить Древних существ, чтобы спасти Аркхэм от ужасов и уничтожения.
Правила игры
Игра «Ужас Аркхэма» считается сложной, и её правила занимают больше чем одну страницу. В дополнение к инструкциям по действиям, в игровом наборе предусмотрены также особые условия подготовки.
Это означает, что просто открыть коробку и начать играть не достаточно – для самых серьезных сражений всегда стоит готовиться тщательно. Все правила подробно описаны на сайте Ужас Аркхема Вики, чтобы игроки могли разобраться в них более детально.
Подготовка к игре
Подготовка к игре «Ужас Аркхэма» включает следующие шаги:
- Разложение поля: На игровом поле размещаются нестабильные локации, на которых выкладываются улики. Также устанавливается шкала ужаса, на которой устанавливается соответствующий жетон ужаса. Рядом с полем размещаются кучи жетонов Активности, Исследовано и Закрыто.
- Определение первого игрока: Первый игрок определяется путем жеребьевки. Ему выдаётся жетон ведущего игрока. Этот игрок тасует и распределяет листы сыщиков и жетоны на подставке для отслеживания перемещений по городу.
- Выбор персонажей: Каждому игроку может достаться один из восьми авантюристов-сыщиков, каждый из которых обладает своей небольшой предысторией, набором качеств и навыков, а также полезными вещами.
- Имущество: Список предметов, с которыми игрок начинает свое расследование.
- Предел здоровья: Этот ресурс означает лимит очков здоровья, которыми обладает сыщик. Предел также может быть изменен в процессе игры.
- Уникальное свойство: Это характерное только для данного детектива свойство, которое имеет важное значение в игре.
- Предел рассудка: Этот ресурс указывает на начальный лимит очков рассудка, которыми располагает герой. Лимит может быть изменен в ходе игры.
- Собранность: Этот показатель указывает на суммарное количество делений, на которое можно сместить парные навыки персонажа без негативных последствий.
- Исходная локация: Это место, откуда начинает свое расследование данный персонаж.
- Сопряженная система навыков: В игре существует три пары навыков: скрытность-скорость, битва-воля и знание-удача, которые необходимы для преодоления преград и опасностей. Каждая пара навыков имеет обратную связь, что означает, что при повышении показателей одного навыка, другой снижается.
- Свойства сыщиков: Если у сыщика есть способность, позволяющая получать дополнительные карты или ресурсы, она также может использоваться во время подготовки.
- Выдача наборов: Каждому игроку выдают набор вещей, заклинаний, особых карт, денег и карточек личного имущества, соответствующих их персонажам. Колоды с особыми картами и картами сыщиков также перемешиваются и выкладываются в перевернутом состоянии рядом с полем. Игроки также получают жетоны состояния сыщика, указанные на их личных листках, и размещают их в соответствующих полях для пределов и систем навыков. При подготовке игроки могут выбирать значения для ползунков Сопряженной системы навыков, если это предусмотрено их свойствами.
- Разыгрывание карты Мифа: В конце подготовки, первый игрок разыгрывает карту Мифа в соответствии с правилами фазы Мифа. Он выбирает нестабильную локацию, в которой открываются врата, и где появляется монстр.
- Жетоны сыщиков: Жетоны сыщиков помещаются на поле в соответствии с указаниями на листе сыщика.
- Определение Древнего: Один из игроков, либо все игроки в согласовании, выбирают Древнего, который станет главной угрозой в данной партии. Лист с выбранным Древним помещается рядом с игровым полем. Колода карт Древних делится по темам, перемешивается и размещается в перевернутом состоянии рядом с полем.
- Жетоны монстров и врат: Жетоны монстров, которые появляются в мире игры в результате различных событий, помещаются в непрозрачную емкость. Жетоны монстров с маркировкой «Маска» не используются, если главным Древним не выбран Ньярлатотеп. Кроме того, 16 жетонов врат перемешиваются и складываются кучей у игрового поля.
Ход игры
Игра «Ужас Аркхэма» настольная, и она включает в себя последовательность раундов, каждый из которых состоит из пяти фаз. Каждая из этих фаз завершается, когда все игроки выполняют необходимые действия внутри нее.
Фаза №1: Передышка
В этой фазе у активного сыщика доступны следующие возможности:
- Действия передышки: Если у сыщика есть обязанности, которые он должен выполнять во время фазы передышки, то он обязан выполнить их все, и порядок их выполнения произвольный.
- Изменение навыков: Перед завершением фазы, игрок может изменить свои навыки на сумму, которая не превышает значение его Собранности.
- Восстановление: Некоторые карты могут терять свою активность (переворачиваются рубашкой вверх) при использовании и оставаться неактивными до конца хода. В начале нового хода, в фазу Восстановления, эти карты переворачиваются и могут быть использованы снова.
Фаза №2: Движение
В зависимости от текущего местоположения, детектив может выполнить одно из следующих условий:
Находится в Аркхэме
- Подбор улик: По завершении движения детектив может собирать жетоны с уликами, если они есть на месте его остановки.
- Уход от монстров: Если на локации присутствуют монстры вместе с детективом, передвижение становится сложнее. Сыщик может попытаться уйти от монстров или вступить в бой. Если он выбирает бой, он теряет все сохраненные очки движения. То же самое происходит, если он переходит на локацию с монстром.
- Движение: Скорость передвижения зависит от показателя скрытность-скорость на листе сыщика. За один ход можно перейти из одной зоны Аркхэма в другую, если они соединены желтой линией. Например, переход из локации наружу, между улицами или с улицы на локацию стоит одного очка хода.
Находится в одном из Иных Миров:
- Иные миры располагаются вдоль игрового поля и доступны через Врата. Миры состоят из двух ячеек, и перемещение между ними зависит от текущей ячейки.
- Первая ячейка: Переход из первой ячейки Иного мира во вторую ячейку.
- Вторая ячейка: Для возвращения в человеческий мир необходимо наличие открытых врат в тот мир, из которого сыщик пришел. После перехода устанавливается жетон «Исследовано» на локацию перехода и сохраняется до тех пор, пока детектив остается в этой локации. Если врата выхода отсутствуют, сыщик считается потерянным во времени.
Если сыщика задержали
Игра включает воздействия, которые могут лишить сыщика возможности двигаться. В следующей фазе Движения после наложения такого эффекта, сыщик должен потратить свой ход на преодоление этой задержки.
Фаза №3: Контакты в Аркхэме
Действия во время этой фазы доступны только игрокам, находящимся в какой-либо локации (не на улице и не в другом мире). Доступные действия зависят от наличия открытых врат в данной локации.
- Врата есть: При наличии действующих врат, детектив может через них попасть в указанный Иной мир. Если на локации есть жетон «Исследовано», переход в другой мир не происходит.
- Врат нет: Если в месте нахождения сыщика нет открытых или вообще врат, игрок берет случайную карту локации и читает ее текст вслух, а затем выполняет указанные на ней действия. Таким образом, сыщик устанавливает контакт с местностью.
Если перемещение в врата происходит в результате действия карты, которую вытянули во время контакта, сыщик остается задержанным до следующей фазы Движения.
Фаза №4: Контакт в Иных мирах
Право действий в этой фазе предоставлено только сыщикам, которые пересекли врата и находятся в Иных мирах. Ячейки Иных миров обозначены цветами, которые представляют символы контакта. Игрок выбирает карту врат, соответствующую цвету мира (если цвет не совпадает, карта врат помещается обратно в колоду лицом вниз).
На выбранной карте врат находятся инструкции для контакта в мире, где происходит эта фаза. Инструкции читаются вслух и выполняются. Если для данного мира нет конкретных инструкций, выполняются действия из категории «Другое». После выполнения карту врат возвращают в колоду.
Фаза №5: Миф
После того, как игрок вытягивает карту Мифа, следует выполнить следующие указания:
Расстановка новых врат и монстров
На карте Мифа указана локация, где происходит нападение нового врага. В зависимости от наличия врат или символа Древних в этой локации, события могут развиваться по трем разным сценариям:
Если на карте Мифа присутствует символ Древних, и жетон Безысходности перевернут, то ничего не происходит. Символ Древних закрывает местные врата и навсегда отделяет локацию от Иных миров.
Если есть открытые врата, во всех таких локациях появляются монстры. Максимальное количество монстров, которые могут появиться за ход, определяется как большее число между количеством игроков и количеством открытых врат. Выбор монстров происходит случайным образом. Монстры распределяются так, чтобы на локации, с которой начался наплыв монстров, было больше всего монстров. Если количество монстров превышает предел, они отправляются на Окраину.
Если в локации нет ни открытых врат, ни символа Древних, то происходит одно из следующих событий:
- На треке Безысходности добавляется один новый жетон. Если закрывается последнее деление на треке, Древний пробуждается, и игра переходит в режим последней битвы.
- В выбранной локации устанавливаются открытые врата. При этом все имеющиеся улики на локации сбрасываются.
- Из пула монстров вслепую выбирается жетон, который помещается в соответствующую локацию. Если количество монстров превышает лимит, лишние монстры отправляются на Окраину.
Распределение улик
На карте Мифа, как правило, указаны локации, в которых появляются новые улики. Улики можно размещать только в тех локациях, где нет открытых врат. Если сыщик находится в такой локации, он получает улику.
Движение монстров
Монстры, которые появились, могут перемещаться в соответствии с указаниями на карте Мифа. На этой карте есть две пиктограммы на фоне, которые показывают, какие монстры могут двигаться и в какую сторону.
Если на жетоне монстра есть такая же пиктограмма, он должен двигаться в Аркхэм. Цвет фона на этих пиктограммах определяет направление движения монстров по белым или черным стрелкам на карте.
Если сыщик находится в одной и той же локации с монстром во время его движения, это прерывает движение монстра, и в следующей фазе движения игрок должен решить, убегать или вступать в бой.
Монстры имеют пять разных способов движения, которые определяются цветом рамки на лицевой стороне жетона:
- Обычное движение (черная рамка) — движение по обычным правилам.
- Статичность (желтая рамка) — монстр не может двигаться.
- Быстрое движение (красная рамка) — монстр может использовать два хода за раз.
- Уникальное движение (зеленая рамка) — движение определяется описанием на жетоне.
- Полет (синяя рамка) — если есть сыщик на улице, монстр двигается к ближайшему. В противном случае он перемещается в особую секцию неба.
Применение свойств Мифа
В этой фазе выполняются специальные задания, указанные в тексте на карте Мифа. После выполнения действий, указанных на карте, она сбрасывается.
Существует несколько видов эффектов Мифа, каждый из которых имеет свои особенности:- Прочие эффекты. Карты описывают события, которые влияют на изменения в городе: игроки должны поместить жетоны «Активность» и «Закрыто» на указанные места. После сбрасывания карты жетоны убираются.
- Заголовок. Эффект карты выполняется сразу, согласно прочитанному тексту.
- Процесс. Воздействие карты сохраняется в течение нескольких раундов. В этот период карта остается лицевой стороной вверх. Каждый новый эффект «Процесс» заменяет предыдущий.
- Слухи. Воздействие карты продолжается до тех пор, пока не произойдут события, указанные как «опровержение» или «подтверждение».
После завершения всех фаз раунда раунд заканчивается, и значок первого игрока передается по стрелке налево.
Завершение игры
В игре существует три варианта победы и один вариант поражения, и для каждого из них требуется выполнить определенные условия.
Условия для победы
Для достижения победы в игре существует несколько способов:- Закрытие врат: Все открытые врата в городе должны быть закрыты. После закрытия последнего врата количество трофейных врат должно быть равно или больше количества игроков. Уничтоженные врата не учитываются.
- Запечатывание врат: Если на карте имеется шесть или более знаков Древних.
- Разгром Древнего: Победа достигается путем победы над пробудившимся и прорвавшимся Древним.
В каждом из этих случаев, сыщик, набравший наибольшую сумму трофеев, становится Первым Гражданином и считается победителем-лидером. Если у нескольких сыщиков одинаковое количество трофеев, лидера определяют по количеству побежденных монстров.
Для оценки величины победы команды можно использовать следующий подсчет: вычесть наработанный уровень ужаса из максимально возможного значения безысходности и добавить или вычесть модификаторы:
- Убавлять единицу за каждую сыгранную карту Древних.
- Убавлять единицу за каждую непогашенную ссуду.
- Прибавлять единицу за каждый сохраненный трофей-врата.
- Прибавлять единицу за каждую тройку побежденных монстров.
- Прибавлять единицу за каждого выжившего и здравомыслящего сыщика к концу игры.
Условия для поражения
Поражение в игре происходит, когда Древний пробуждается и одолевает всех сыщиков, в результате чего он разрушает город, мир и человечество, что означает завершение игры.
Кому подойдет “Ужас Аркхэма”
Настольная игра «Ужас Аркхема» предназначена для ценителей детективных историй, желающих вжиться в роль детективов, проводящих расследование в мрачном мире. Игроки должны исследовать таинственные местности, находить выходы из непредвиденных ситуаций и разрабатывать стратегии для противостояния нечисти, пришедшей из потусторонних врат тьмы.
Набор особенно привлекателен для любителей фантастических существ и историй о потусторонних мирах. В этой игре вы погрузитесь в захватывающий мир противостояния опасным Древним Богам и обычным жителям, стремящимся спасти свой родной город.
Игра подходит для детей от десяти лет и в среднем длится около ста пятидесяти минут. Она также может быть полезна для тех, кому бывает сложно взаимодействовать со сверстниками, так как игра является кооперативной, и игрокам постоянно необходимо сотрудничество и совместное принятие решений, чтобы одолеть тьму и спасти загадочный город Аркхем. Фанаты произведений Лавкрафта также найдут в этом наборе много интересного и увлекательного.
Кому не подойдет “Ужас Аркхэма”
Игра «Аркхем» является сложной и не рекомендуется для тех, кто стремится всегда быть в первых рядах и выигрывать во всем. В этой игре либо побеждает всегда вся команда, либо проигрывает весь город, поэтому важно учесть аспект коллективного взаимодействия.
Длительность игры может достигать до ста восьмидесяти минут, поэтому она требует наличие свободного времени и не подходит для кратких перерывов, например, на работе. Также стоит учесть, что дети младше десяти лет, возможно, найдут эту игру слишком сложной, особенно если речь идет о борьбе с нечистью.
Заключение
В заключение, настольная игра «Ужас Аркхэма» представляет собой захватывающее путешествие в мир таинственных загадок, монстров и заговоров. Сложные механики, увлекательные сценарии и множество возможных вариаций делают эту игру настоящим вызовом для интеллекта и стратегического мышления.
Независимо от того, являетесь ли вы новичком в мире настольных игр или опытным сыщиком, «Ужас Аркхэма» предоставляет множество вариантов для удовольствия и развлечения. Вперед, исследуйте тайны Аркхэма и бросьте вызов Древним – вас ждет захватывающее приключение!